Учебный план

 

Учебный план Центра детского творчества разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Концепцией развития дополнительного образования.

Ориентированность данных документов на формирование и развитие индивидуальности ребенка, его разнообразных способностей, дарований, интересов, творческого потенциала вызывает необходимость нового осмысления содержания и организации деятельности учреждения дополнительного образования как образовательной системы.

Главная позиция новизны - увидеть возможности образовательного процесса в развитии и саморазвитии личности ребенка на основе выявления индивидуальных особенностей его интересов, разнообразных способностей, потребностью мотивационной сферы и других личностных качеств.

В основе этого лежит постепенное структурирование природных свойств личности ребенка и основные условия, от которых зависит развитие его способностей.

Первым и важнейшим условием планирования считаем знание индивидуальных потребностей ребенка и выделение той области знаний, к которой он наиболее способен по своим психофизиологическим свойствам. Именно это является условием составления программы формирования способностей конкретного ребенка.

Второе условие требует формирования активных черт личности - самостоятельности, трудолюбия, организованности.

Третье условие связано с особым характером процесса обучения. Он должен быть творческим и воспитывать морально - волевые качества обучающихся, необходимые для творческой деятельности.

Четвертое условие: теоретическое обучение обязательно должно сочетаться с практикой, которая обеспечивает успешное решение как теоретических, так и практических задач.

Эти условия и являются стержнем учебно-воспитательного процесса Центра детского творчества.

Первостепенной задачей мы считаем - построение такой педагогической системы, которая бы комплексно стимулировала развитие и саморазвитие личности.

Поэтому образовательный процесс для нас является тем инструментом, который поможет осуществить заложенную в концепции Центра идею дополнительного образования, то есть гармоническое единство познания, творчества и общение детей и взрослых, в основе которого лежит увлеченность, поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Учебный план - это документ, который определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей и устанавливает нагрузку обучающихся.

Он не только отражает специфику Центра детского творчества, но и учитывает интересы педагогов, детей, их родителей в развитии разнообразной творческой деятельности. Содержание учебного плана обозначает основные направления: общей и национальной культуры личности, художественно - эстетического развития, декоративно-прикладного и технического творчества, социально-психологической деятельности, по которым целенаправленно развивается самодеятельность и сотворчество в разнообразных добровольных объединениях детей, подростков и юношества.

В рамках учебного плана на практике реализуются разнообразные действующие программы студий, кружков и других творческих объединений; создаются новые программы развития детей, исходящие из гуманистической идеи о том, что уровень развития способностей каждого ребенка в тех или иных интересующих его видах деятельности или областях знаний определяется, прежде всего, состоянием его здоровья и мерой его совместного труда с педагогом, другими детьми, родителями.

Анализ социокультурных особенностей детей города позволил определить соотношение учебного времени между основными блоками часов, необходимых для смежных курсов, а также определить минимальное количество часов на освоение образовательных областей и максимальную возможность нагрузки детей разного возраста, связанной с их физиологическими возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях.

Общая структура отражает существенные стороны конкретно - предметной деятельности, художественной, организационной и технической одаренности личности в том или ином виде творческой деятельности.

Таким образом, учебный план, по существу, является механизмом, с помощью которого мы создаем четкий учебный процесс дополнительного образования, отражающий все его особенности и одновременно обеспечивающий необходимый образовательный механизм, целостность и непрерывность процесса образования личности.

В него входит последовательность образовательных областей, что является обязательным компонентом содержания и технологий образовательных программ, обеспечивающий формирование универсальных способностей ребенка по хореографии, национально-прикладному и техническому творчеству, социально-психологической практике и т.д., возникновение мотивированной установки на непрерывное саморазвитие. Она обеспечивает общекультурную подготовку, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам.

Предметно-деятельностные части образовательных программ пересекаются и взаимосвязаны по содержанию и формам, что позволяет Центру создать гибкую многообразную динамическую среду стимулирующую познание и творчество, активное и деятельное усвоение содержания образования, свободное образование, согласуемое с природой ребенка, его интересами, потребностями, способностями и выступающее как личное общение.

Структура содержания занятий определяется взаимодействием двух факторов: общей структурой деятельности и конкретно-предметным содержанием занятий кружков, студий, объединений,  и выражается:

- в уровне образования;

- в работе над саморазвитием и самоопределением личности;

- в уровнях преподавания, в методике, в технологии анализа деятельности.

Учебный план соответствует нормативам требований, определенных учреждениям образования. Итоговое количество учебных часов не допускает перегрузки.

 

= Учебный план